Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие

Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие

  • Таким образом власти пытаются контролировать соблюдение законодательства в области экспортно-импортных, валютных, а также других внешнеэкономических операций.
  • Однако практика показывает, что подобные методы валютного контроля, которые в настоящее время предпринимаются в РФ, не приостанавливают негативные тенденции: отмывание денег, что получены незаконным путем, вывоз капитала, деятельность теневого сектора в области внешней торговли, а также на внутреннем финансовом рынке.
  • В итоге борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, — это серьезная проблема не только нашей страны, но и всего международного сообщества.

Законодательная база

Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие115 Федеральный закон «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» малоизвестен широким слоям населения.

При этом основное направление данного Федерального закона — это охрана законных прав отдельных граждан и государства в целом. Рассмотрим подробнее законодательный акт, который призван защищать экономическое благополучие страны.

Итак, 115-ФЗ (антиотмывочный закон) приняли в августе 2001 года. В то время экономика стремительно развивалась, поэтому и возникла потребность в ее защите.

Для этого законодатель предусмотрел меру ответственности не только за получение незаконных доходов, но и за их инвестирование в легальный бизнес.

Область применения этого законодательного акта довольно-таки масштабна. Так, его действие распространяется как на физических лиц, вне зависимости от их гражданства, так и на различные организации (будь то российские или иностранные филиалы, дочерние фирмы или представительства), которые проводят различные расчеты имуществом или деньгами.

Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие

  1. Кроме того, другие организации, которые совершают денежные операции на сумму больше, чем 600 000 рублей, обязаны обеспечить внутренний контроль за соблюдением данного законодательного акта и назначать для этого ответственного специалиста.
  2. Также закон определил, что любая сделка, независимо от суммы, подпадает под действие данного закона в случае, если одна из сторон причастна к терроризму или к экстремистской деятельности.
  3. Под финансированием терроризма подразумевается целенаправленное совершение платежей для совершения одного либо сразу нескольких уголовно наказуемых преступлений.

Таким образом, суть закона заключается в следующем: организации, проводящие расчеты имуществом или денежными средствами, обязаны следить за финансовыми потоками, проходящими через них.

В случае, если в результате анализа было обнаружено, что проводимые операции подпали под признаки неблагонадежности, то о них следует сообщить в специальные государственные органы.

В случае наличия достаточного количества оснований контролирующие органы, в свою очередь, должны передать данные правоохранителям.

Легализация преступных доходов УК РФ

Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие

  • При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.
  • Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.
  • Рассмотрим главные признаки легализации теневых средств:
  • совершение уголовного преступления, благодаря чему преступник получил деньги, которыми не может сразу же воспользоваться;
  • Легализация доходов полученных преступным путем: признаки и противодействие

  • совершение дальнейших действий с преступными средствами для придания им правомерного вида (для этого могут подделывать документы или же использовать чужие документы);
  • сокрытие настоящего происхождения преступных доходов;
  • непосредственное сокрытие лиц, которые извлекают теневые доходы, а также инициируют их легализацию;
  • уклонение от выплаты налогов;
  • создание доступа к преступным денежным средствам;
  • организация безопасного инвестирования теневых средств в легальный бизнес.

При этом для легализации преступных средств преступнику потребуется совершить все из вышеперечисленного списка. Однако судебная практика показывает, что обеспечить одновременно их эффективное достижение получается далеко не всегда.

К примеру, правонарушитель может отправить отмытые деньги в такое место, где доступ к ним может вызвать большие проблемы.

Также случается, что преступник обеспечил себе легкий доступ к теневым доходам, однако при этом он не смог надежно их сокрыть, в результате чего его привлекут к уголовной ответственности.

Таким образом, движение нелегально приобретенных средств во многом схоже с движением легально полученных денег. В таком случае теневые доходы преступник может использовать многими путями, зависимо от его долгосрочных или краткосрочных планов.

Как правило, движение нелегальных доходов проходит в циклической форме: одни расходуют на немедленное потребление, а другие возвращают их обратно в легальный бизнес.

Итак, легализация преступных денежных средств – это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

  • Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, в млрд. рублей

Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд. руб

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

В середине  2022 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 22.09.2021

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

К вопросу о легализации доходов, полученных преступным путем.

Основные понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, закреплены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением указанных операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом законодатель определяет, что доходами, полученными преступным путем, являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Сама легализация доходов, полученных преступным путем, это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества, созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

  • К мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего и обязательного контроля уполномоченными органами.
  • При этом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
  • — операции с денежными средствами в наличнофй форме;
  • — зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
  • — операции по банковским счетам (вкладам);
  • — иные сделки с движимым имуществом.
Читайте также:  Возмещения вреда здоровью при ДТП, порядок процедуры, виды компенсаций ущерба в 2021

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, надзор за его исполнением осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Легализация доходов как преступление против правосудия и общественной безопасности

5 мая 2020 г. 14:40

Адвокатам рассказали о сложных вопросах квалификации преступлений по ст. 174 и 174.1 УК РФ

5 мая в рамках очередного вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов лекцию на тему «Легализация (отмывание) преступных доходов» прочитала заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН, доктор юридических наук, профессор Людмила Букалерова.

Начав с того, что занимающая особое место в структуре преступности и являющаяся вторичной преступной деятельностью легализация (отмывание) преступных доходов придает практический смысл и зачастую детерминирует первичную преступную деятельность, лектор привела данные Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ (Банка России), согласно которым в 2017 г. объем вывода средств за рубеж составил 96 млрд руб., обналичивание денег – 326 млрд руб.

Несмотря на незначительное количество привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности лиц по ст. 174 и 174.1 УК РФ, преступления эти довольно распространены и имеют высокую латентность. Основными документами, регламентирующими противодействие рассматриваемым составам, являются Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».

По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется 250–300 млрд руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд руб. легализованных криминальных доходов.

Следует учитывать, что в соответствии с официальным определением легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основываясь на примерах судебной практики, Людмила Александровна подробно остановилась на элементах составов преступлений, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

В теории уголовного права нет однозначной оценки правовой природы легализации (отмывания) преступных доходов, сложилось несколько основных подходов: легализация преступных доходов рассматривается как преступление против правосудия и как преступление против общественной безопасности.

Природа легализации (отмывания) преступных доходов рассматривается двойственно в зависимости от цели совершения преступления: если цель такого деяния заключается в возможности для виновного свободно распоряжаться добытыми криминальными доходами, то данное преступление посягает на отношения правосудия; если же цель легализации (отмывания) преступных доходов заключается в совершении последующих преступлений, то вред причиняется отношениям общественной безопасности.

В ходе лекции эксперт дала развернутое определение предикатных преступлений.

Результаты изучения 126 приговоров, вынесенных за четыре года российскими судами по фактам легализации преступных доходов, показали, что наиболее часто источником отмываемых доходов служили: преступления против собственности (54,2%), незаконный оборот наркотиков (21,2%), коррупционные преступления в частной (непубличной) сфере (злоупотребления полномочиями в коммерческой организации) (8,6%), экономические преступления (5,3%). При этом легализация (отмывание) преступных доходов не является самостоятельным преступлением, а лишь направлена на «обслуживание интересов» лица, совершившего предикатное преступление.

При анализе предмета преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, отдельное внимание спикером было уделено положениям Пленума ВС РФ, который утвердил Постановление от 26 февраля 2019 г.

№ 1 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»».

ВС РФ указал, что при отмывании денег может использоваться криптовалюта, поэтому предметом легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ) могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенные в результате совершения преступления.

Применительно к вопросу о предмете легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, возникает вопрос о возможности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, приобретенных в результате преступлений против интеллектуальной собственности.

Все свои выводы лектор подкрепляла многочисленными примерами судебной практики.

Особое внимание Людмила Букалерова обратила на тонкости определения объективной стороны состава преступлений.

Она назвала важным, что совершение финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, исключительно с целью его выведения из оборота не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

Таким образом, для констатации наличия в действиях виновного специальной цели легализации необходимо, чтобы результатом совершения финансовых операций и других сделок с имуществом, приобретенным преступным путем, стало введение этого имущества в легальный оборот.

Однако, по словам эксперта, судебная практика неоднозначна: есть приговоры, которыми подсудимые оправданы в отмывании преступных доходов. Суды, несмотря на аналогичные действия подсудимых, не установили наличие цели придания правомерного вида преступным доходам. В частности, в приговоре Верховного Суда Республики Коми от 15 мая 2017 г.

по делу № 2-5/2017 указывается: «Совершение преступлений с использованием финансовых институтов с целью конспирации способа получения дохода от участия в преступном сообществе и незаконного сбыта наркотических средств охватывается соответствующими преступлениями.

При этом совершение финансовых операций с денежными средствами, полученными преступным путем, в целях личного потребления не образует состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ».

Лектором рассмотрен достаточно проблемный вопрос о том, необходим ли судебный приговор для признания доходов от предикатного преступления преступными. По этому поводу Генеральный прокурор РФ в Информационном письме от 25 ноября 2004 г.

№ 12/2-04 указал, что установление «факта получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления, не означает наличия вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, установившего событие основного преступления».

  • Преступный способ получения лицом денежных средств или иного имущества следует подтверждать совокупностью доказательств, собранных при производстве предварительного следствия, подчеркнула Людмила Букалерова.
  • Затем она подробно остановилась на способах выявления подозрительных операций, отметив, что зачастую отмывание денежных средств осуществляется при перемещении их (или материальных ценностей) за границу: за счет банковских операций; за счет экспортных операций; иными способами.
  • Рассмотрены четыре момента окончания легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Также проанализированы вопросы ответственности юридических лиц. Так, в конце мая 2017 г. Федеральная резервная система США вновь оштрафовала крупнейший немецкий банк Deutsche Bank на 41 млн долларов (37 млн евро) за неспособность принять достаточно мер для предотвращения отмывания денег из России.

Читайте также:  Причины депортации из России

Исследована цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ.

Эта цель, по словам эксперта, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

Также в ходе онлайн-лекции особое внимание спикер уделилал квалифицированным видам легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В частности, она рассмотрела пять вариантов деятельности организованных преступных групп в процессе отмывания денег.

В завершение выступления Людмила Букалерова сообщила, что наиболее эффективной формой освобождения от уголовной ответственности с целью пресечения предикатного преступления является деятельное раскаяние. Применение данного института позволит выявить и пресечь предикатные преступления на любой стадии.

С презентацией спикера можно ознакомиться здесь, с ответами на вопросы зрителей здесь.

Обращаем внимание, что сегодня, 5 мая, вебинар будет доступен до 00.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в воскресенье, 10 мая.

Судебные решения — метод легализации незаконных схем

Для легализации тех или иных операций и сделок, противоречащих требованиям законодательства, иногда используется судебное производство в целях получения судебного акта, подтверждающего законность манипуляций.

Например, стороны хотят обеспечить подтверждение фиктивных сделок, то есть существующих только на бумаге, но фактически не исполненных сторонами, чтобы снизить налоги – признать завышенные расходы или уменьшить доходы.

Либо их целью является вывод за рубеж значительных сумм, и как основание оплаты используется признание долга с большой неустойкой или штрафом и утверждение мирового соглашения в суде. Судебный акт является убедительным доказательством правомерности любых действий, хотя по факту это является отмыванием денег.

С точки зрения российского, да и иностранного законодательства, операции, не имеющие связи реальной деятельностью, являются ничтожными, а в ряде случаев – незаконными, так как совершаются для обхода требований закона.

Государство, кроме того, контролирует операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом на предмет из связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.  В России такой контроль осуществляется Росфинмониторингом в соответствии с Законом № 115-ФЗ от 07.08.

2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

И с каждым годом контроль становится все более жестким, так как Россия активно автоматизирует внутреннее взаимодействие государственных органов и организует широкое международное взаимодействие с иностранными компетентными органами по данному вопросу.

 

Незаконные сделки — усложнение схем легализации

Теперь и суды будут более бдительно относится к участникам спора и к используемым ими доказательствам, в частности, вызывающим сомнение в рыночном характере, или разумности взаимоотношений участников процесса.

Президиум Верховного Суда 8 июля 2020 года утвердил тематический Обзор, в котором рассмотрены вопросы принятия судами мер противодействия незаконным финансовым операциям.

В Обзоре Верховного суда приведены примеры незаконных схем и признаки недобросовестного поведения участников процесса, в частности, исполнение фиктивных договоров поставки, выдача и предъявление векселей в отсутствие долговых обязательств, признание долгов на существенные суммы через мировые соглашения и т.д.

Судьям даны разъяснения, каким образом следует действовать при наличии доказательств, свидетельствующих о возможном нарушении положений Закона № 115-ФЗ, валютного, налогового и таможенного законодательства. Например, суд вправе:

  1. Отказать в удовлетворении требований, основанных на мнимой (притворной) сделке, совершенной в целях придания правомерного вида передаче денежных средств или иного имущества (п. 7).
  2. Отказать в утверждении мирового соглашения или принятия отказа от иска (п. 4).
  3. Признать сделку недействительной, если придет к выводу, что она совершена в обход законодательства в противоправных целях, связанных с совершением незаконных финансовых операций, и отказать в удовлетворении иска (п. 9).
  4. Отказать в признании и приведении в исполнение решения иностранного, в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости спора и получение формального основания для перечисления денег, в том числе из РФ в иностранные юрисдикции (п. 10).
  5. Отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа (п. 2) и т.д.

Контролирующие органы становятся частью процесса

Представляется, что теперь случаев привлечения государственных органов – Росфинмониторинга, органов прокуратуры, налоговых и таможенных органов – к участию в рассмотрении дел по инициативе суда станет больше.

Поскольку Верховный суд указал на необходимость выполнения судами требований закона, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, судьи возьмут на вооружение разъяснения вышестоящего органа.

И если у судьи возникнут какие-либо сомнения в «обычности» операций или требований, в отношении которых рассматривается спор, он привлечет соответствующий контролирующий орган в качестве участника судебного процесса.

Хотя пока сложно предположить, насколько энергично суды начнут проверять обстоятельства, касающиеся возможного использования судебного порядка разрешения споров в целях легализации доходов, полученных с нарушением законодательства.

Предполагается, что и контролирующие органы займут активную позицию по мониторингу отдельных субъектов и будут предпринимать меры для вступления в судебный процесс.

Ведь участники процесса наделены широкими правами: участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы, заявлять ходатайства, приводить доводы, возражать против ходатайств, доводов других лиц и пр. В том числе, привлеченные к участию в деле госорганы вправе обжаловать судебные акты.

Значит, у них появляется реальный и действенный способ выявлять и препятствовать реализации «подозрительных» операций.

 

«Отмывание денег» — расширение определения

Однако, наделение судей полномочиями по выявлению и предотвращению незаконных финансовых операций является перераспределением государственных функций, возложенных законом на иные органы.

А, учитывая привычку к «перегибам», имеются опасения, что в зону особого внимания и дополнительного контроля теперь будут попадать любые операции, которые отмечены в Обзоре, либо в случае, если сумма спора является значительной. Уже в п.

3 Обзора приведены отдельные факты, которые могут оцениваться как подтверждение наличия в действиях сторон противоправных действий.

Например, «обе организации, которые выступали сторонами третейского разбирательства, зарегистрированы по адресам «массовой регистрации»; в государственный реестр внесены записи о недостоверности сведений об их адресах; учредители и руководители сторон спора являются «массовыми директорами»; номера телефонов, заявленные при регистрации истца, совпадают с номерами телефонов ответчика, а также с номерами телефонов еще более ста организаций».

Следовательно, вместо того, чтобы разрешать по существу спор, суд первоначально будет проводить собственную экспертизу «законности» операций и сделок. И это, несмотря на большое количество контролирующих органов, наделенных полномочиями и средствами для контроля за соблюдением «противоотмывочного», налогового, валютного, таможенного законодательства.

 

Полномочия судов в целях противодействия легализации незаконных доходов

Суды вправе:

  • отказать в удовлетворении требований;
  • отказать в утверждении мирового соглашения;
  • признать сделку недействительной;
  • отказать в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;
  • отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и т.д.
  • По инициативе суда к участию в деле могут быть привлечены государственные органы: Росфинмониторинг, органы прокуратуры, налоговые и таможенные органы.
  • Если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем или действия сторон свидетельствуют о нарушении положений Закона № 115-ФЗ, валютного, налогового и таможенного законодательства.
  • Больше материалов в нашем блоге 
  • BLCONS GROUP | МЫ ♥ СВОЮ РАБОТУ

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем | Белогорск | Официальный портал

Ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем

Понятие легализации дано в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Цель запрета легализации заключается в предупреждении преступной деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Отмывание денежных средств, полученных преступным путем, относится преступлениям экономической направленности. Ответственность за данные деяния предусмотрена статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

За легализацию денежных средств на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, то есть в крупном размере, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового. Если данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или (и) лицом с использованием своего служебного положения, то данное деяние наказывается принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • Более строгое наказание предусмотрено за легализацию денежных средств организованной группой или (и) на сумму шесть миллионов рублей, то есть в особо крупом размере: принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковоголибо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  • Помощник прокурора
  • Белогорского района
Читайте также:  Статья за клевету и оскорбление

юрист 1 класса                                                                             Ю.А. Демерза

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Минин, Д. С. Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем / Д. С. Минин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57279/ (дата обращения: 22.09.2021).



Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения.

Получению преступных доходов предшествует процесс получения этих доходов в процессе совершения гражданско-правовых сделок. В дальнейшем полученные объекты гражданских прав необходимо ввести в оборот и легализовать.

Исходя из этого, легализация — это многоуровневое преступление и процесс, требующий достаточно большого времени.

Легализация незаконных доходов, как вид деятельности преследует несколько целей, к которым можно отнести: сокрыть происхождение доходов, полученных из преступных источников; создать видимость правомерности получения доходов; уклонение от уплаты налогов; сокрыть лиц, извлекающих неправомерные доходы и инициирующие сам процесс отмывания; обеспечить удобный доступ к объектам, полученным из преступных источников.

  • Важным моментом является установление факта преступного происхождения легализуемого имущества.
  • Многообразие способов совершения преступлений, связанных с легализацией преступных доходов соединенное с применением разнообразных приемов и средств маскировки существенно затрудняет обнаружение их признаков.
  • Вместе с тем для различных способов совершения таких преступлений характерна устойчивая повторяемость, обусловленная системой функционирования финансового механизма хозяйствующих субъектов экономики каждого отдельного государства.

Легализация доходов, полученных преступным путем, представляет собой процесс, который можно разделить на несколько этапов.

Трехэтапная модель легализации преступных доходов предполагает выделение в следующих стадий: размещение, расслоение и интеграцию денежных средств.

Рассмотрим каждую из указанных стадий отмывания доходов, а также гражданско-правовые способы легализации, используемые на всех этапах.

На первом этапе, вне зависимости от ситуации, происходит трансформация незаконных доходов посредством размещения их в существующие финансовые системы с целью прерывания непосредственной связи доходов с деятельность, в результате которой они получены. Происходит процесс обезличивания и увеличение возможности использования денежных средств.

К гражданско-правовым способам легализации доходов, полученных преступным путем, на этапе размещения можно отнести также платежи небольших сумм на банковские счета.

Для данного метода характерно открытие счетов физических лиц, на которые через небольшой период времени (как правило, несколько дней) юридическими лицами переводятся денежные средства по основаниям различным основаниям, например, выплата заработной платы, оказание материальной помощи, возврат денежных средств по договору беспроцентного займа и другие. Через некоторое время денежные средства снимаются физическими лицами со счетов в наличной форме. Стоит отметить, что в данном методе счета открывают на имена реальных физических лиц, которые участвуют в схеме за вознаграждения, реальных физических лиц, документы которых были использованы без их ведома (украденные паспорта, паспорта, умерших людей и т. д.) и на физических лиц, используя поддельные документы.

Второй этап легализации доходов, полученных преступным путем, — расслоение. На данном этапе происходит отделение преступных доходов от источников их происхождения путем сложной цепи финансовых операций, которые направлены на то, чтобы замаскировать проверяемый след этих доходов.

Для данного этапа характерно наслоение различных финансовых операции с целью усложнить выявление преступных доходов и лиц, их легализующих, а также на пресечение данной деятельности. На этапе расслоения доходы, полученные незаконным путем, смешиваются с легальными, и размещаются в виде вкладов и переводов в кредитно-финансовые учреждения, т. е.

легализация проходит через банковскую, предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

В качестве гражданско-правового способа легализации доходов, полученных преступным путем, на данном этапе может использоваться осуществление переводов денежных средств в кредитные организации.

Для данного этапа характерно перемещение денежных средств на счета в кредитных организациях, одну или несколько.

с последующим переводом их в ценные бумаги и/или платежные поручения, а также переводы денежных средств из одного банка в другой в целях максимального скрытия источника происхождения полученных преступных доходов.

Третий этап процесса легализации доходов — включение в легальный гражданско-правовой оборот незаконных доходов, которое обеспечивает окончательную легальную видимость, источника происхождения. Этим этапом завершается второй, так как приобретается весомое объяснение законности доходов.

Для осуществления третьего этапа отмывания доходов, полученных преступным, путем выделяют следующие способы: заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости. Создается новая организация, которая, не имея крупных активов и не осуществляя деятельность, как бы приобретает недвижимое имущество. И от продажи данного имущества получаются законные денежные средства.

Заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов. Организация, отмывающая денежные средства, заключает реальный договор с легальной организацией, а второй — фиктивный договор на условиях завышенной суммы сделки с фирмой-посредником.

Денежные средства переводятся фирме-посреднику, которая обычно зарегистрирована в оффшорной зоне, при этом разность сумм фиктивной и легальной остается у фирмы-посредника.

Таким образом, рассмотренные способы легализации доходов, полученных преступным путем, позволяют сделать вывод о том, что ни один из этапов не происходит без совершения гражданско-правовых сделок. Совершение гражданско-правовых сделок являются основными способами легализации доходов, полученных преступным путем.

По нормам гражданского законодательства Российской Федерации можно признать сделки, которые совершаются в процессе отмывания денежных средств, недействительными. Однако, именно сложность определения недействительной сделки в качестве правонарушения усложняет процесс применения гражданско-правовой ответственности для лиц, которые участвуют в преступной деятельности.

Литература:

  1. Курбанов Р. А., (2016), Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма: особенности правового регулирования на постсоветском пространстве. Пробелы в российском законодательстве, 4: 252–255.
  2. Лукашов А. И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности / А. И. Лукашов. — Минск: Тесей.-2015.
  3. Якимов О. Ю. Легализация доходов, приобретенных преступным путем. СПб., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): доход, средство, лицо, путь, этап, гражданско-правовой способ легализации доходов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *