Авторские права на рисунки для заказчиков

in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

  • Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.
  • Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.
  • Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Авторские права на рисунки для заказчиков

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Авторские права на рисунки для заказчиков

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

  1. Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.
  2. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.
  3. Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.
  4. Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

Авторские права на рисунки для заказчиков

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Авторские права на рисунки для заказчиков

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2. Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5. Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6. Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

Авторские права на рисунки для заказчиков

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Говорит юрист: откуда брать картинки, чтобы не попасть под суд, и как защитить свои авторские права

Авторские права на рисунки для заказчиков Как использовать картинки из поисковиков и не попасть под суд, что делать, если изображения с вашего сайта украли, и как закон защищает авторское право на фотографии.

Совместно с магистром частного права Дарьей Третьяковой продолжаем цикл статей об авторском праве. В третьей статье об авторстве на изображения: что нужно знать владельцам сайтов, чтобы защищать свои права от копипастеров и самим не попасть под суд из-за картинки из интернета.

Предыдущие части цикла: Как защитить авторские права на текст Как закон защищает авторское право на программуЧто делать, если сайт украли, и как правильно заказать разработку сайта

820 тысяч рублей компенсации за 82 фотографии

Руководство магазина мебели из Перми не стало заказывать фото товаров для своего ассортимента, разработчик сайта скачал фотографии с сайта мебельного магазина в Екатеринбурге и разместил их в каталоге. Это заметили владельцы магазина, у которых украли фотографии, и подали в суд.

6 февраля 2017 года Суд по интеллектуальным правам вынес решение. За использование 82 фотографий мебели на сайте интернет-магазина суд постановил выплатить компенсацию в размере 820 000 рублей, то есть по десять тысяч рублей за фото. Компенсацию взыскали совместно и с владельца магазина, и с предпринимателя, который был администратором домена сайта ответчика и выложил эти фотографии.

  • Разберемся, как закон защищает авторское право на фотографии, иллюстрации и другие картинки, чтобы не попасть в похожую ситуацию.
  • Произведения изобразительного искусства — иллюстрации, скетчи, комиксы, а также фотографии охраняются авторским правом.
  • Юристы выделяют особенности авторского права для картинок и фотографий:
  1. Охраняется само изображение, но не идея.

    Два иллюстратора в любом случае нарисуют один и тот же закат по-разному, а фотографы могут взять одинаковый ракурс предмета, выставить аналогичный свет, но сделать фотографии самостоятельно — их фото будут отдельными объектами авторского права, даже если на снимке будет та же модель в той же одежде и позе.

  2. Художественная ценность не имеет значения. Неважно, насколько качественно сделано изображение, имеет значение только творческий вклад. Рисунок пятилетнего ребенка будет охраняться так же как и шедевр известного живописца. Фото с городской автоматической камеры для поимки нарушителей ПДД авторским правом не охраняется, творческого вклада человека в нем нет. Но если это фотография из фотоловушки для животных, то она попадает под авторское право, даже если фотограф не сам нажал на кнопку. Тем не менее, он выбрал место, ракурс, установил и настроил камеру.
  3. Репродукция и переработка без согласия автора незаконны. Перерисованное точь-в-точь изображение без согласия автора считается нелегальной копией, а если в нее добавили незначительные изменения — нелегальной переработкой произведения.

    В ситуации с фотографиями есть особенности: Эйфелеву башню с одного и того же ракурса фотографируют миллионы людей, но у каждого человека будут свои права на сделанную лично им фотографию.

    Если вы хотите использовать фото из известного места, но не можете договориться ни с одним из фотографов, то можете приехать на ту же точку, дождаться нужных погодных условий, выбрать аналогичный ракурс и настройки фотоаппарата и сделать собственное фото.

    У вас будут полные авторские права на этот снимок, и вы сможете использовать его по своему желанию.

«1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии». ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

Сложные ситуации случаются там, где кончается использование идеи и начинается переработка изображения. Часто такие ситуации возникают при подборе иллюстраций к статьям или постам в соцсетях на похожие темы. Просто новый рисунок на ту же тему, с той же идеей — это законно, но переработка картинки без согласия автора первоначального рисунка запрещена.

В судебных решениях о переработке суды обычно упоминают, что изменения, внесенные в первоначальную картину, были незначительными. В некоторых решениях упоминается, что два изображения суд сравнивал с точки зрения их сюжета, композиции, цветового решения и других параметров. Большое значение при этом суд придает заключениям экспертов в области изобразительного искусства.

В 2017 году на Pikabu освещалась история с иллюстрациями: художница Надя Кушнир заявила, что ее комиксы с Гусем перерисовывает Стас Шумаков, который дублирует также и другие комиксы, к примеру, с Крошкой Ши.

Авторское право на изображение: как и зачем защищать рисунки, фотографии и картины

Авторские права на рисунки для заказчиков

  • Содержание
  • Что такое авторство на изображение с позиции закона
  • Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети
  • Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

Любые картины, фотографии и рисунки охраняются авторским правом наравне с выдающимися произведениями искусства. Авторское право  на изображение дает владельцу возможность полностью распоряжаться объектом права: его появлением на интернет площадках, прессе, литературе, а также получением выгоды от его обнародования. В этой публикации мы подробно расскажем о том, что охраняется авторским правом и как его защитить в случае посягательств.

Читайте также:  Особенности расторжения ипотечного договора

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Иллюстрация, фотоснимок, картина, изображение — является плодом интеллектуального труда автора. При этом, значимость изображения, его ценность и способ создания не играют роли. Авторские права на картины известных художников так же ценны, как и работы начинающих творцов. После того, как художник закончил работу над иллюстрацией, у него, как у субъекта авторского права появляются:

  • Авторское право. Данный вид прав неотчуждаемый, т.е. его нельзя передать третьим лицам никаким договором. Право авторства охраняется Гражданским кодексом (ст.1265ГКРФ);
  • Исключительное имущественное право. Их можно передавать третьим лицам как в порядке аренды (лицензия на использование, согласно ст.1235ГКРФ), так и в порядке полного отчуждения (договор передачи авторских прав на изображения согласно ст.1234 ГКРФ).

Без согласия автора не допускается размещение такого изображения на коммерческих площадках. Исключением являются ситуации, когда размещающий изображение не получает никакой выгоды от публикации. Т.е.

показывать изображение на улице прохожим можно без ограничений. Показывать это же изображение на коммерческой выставке без согласия автора запрещено. Это же правило касается и интернет-сайтов и использования авторских снимков.

В таких случаях юрист по защите авторских прав легко добьется компенсации для автора. 

Важно: Если на сайте есть реклама — публикация защищенной авторским правом информации без согласия является преступлением. Исключительные права автора исчерпывающе описаны в ст.1270ГКРФ.

Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети

Каждый день в интернет загружаются десятки тысяч новых фотографий, иллюстраций, картин и иных объектов интеллектуального права. Очевидно, что устраивать каждому изображению регистрацию в Роспатенте просто невозможно. Также невозможно и ждать несколько месяцев, прежде чем публиковать фотографию, вывода экспертизы, которая подтвердит авторство.

Поэтому к процедуре реестра авторского права прибегают лишь если речь идет о большом проекте, требующим крупных финансовых вложений. В иных случаях, все намного проще.

Право авторства наступает автоматически после первой публикации изображения в интернете. Умышленное использование изображения третьими лицами является незаконным.

Важно: Автору, в случае нарушения, или попытки нарушения его авторского права, придется доказать, что в конкретном случае имела место корысть. Поскольку в суде нужно обосновывать убыток, потенциально упущенную прибыль. Этот вид прибыли пропорционален выгоде, которую получило лицо, незаконно использующее творческий материал, сделанный автором.

Поскольку у автора нет документа, подтверждающего его право, ему придется доказывать это право в судебном порядке. Но защитить свой творческий труд заранее также можно несколькими способами:

  1. Нотариально заверить публикацию изображения на сайте. Нотариусы оказывают такую услугу и она регламентирована законом. Фиксируется время, дата, домен, и точная ссылка.
  2. Сделать копию оригинала фотографии, картины, рисунка и отправить ее самому себе заказным письмом. Такой метод популярен на западе. Вы получаете письмо вместе с уведомлением об отправке и печатями почтового отделения (почта является государственной структурой). После того, как почтальон вручит вам ваше же письмо, его нужно хранить закрытым до потенциального прецедента нарушения прав. На этапе судебного разбирательства, письмо вскрывается в присутствии свидетелей. Наличие фотографии в письме и дата отправки доказывают, что вы владели изображением раньше, чем тот, кто посягнул на ваши права.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

В случае нарушения прав, следует ответить себе на следующие вопросы:

  • Является ли площадка, на которой опубликовано фото, коммерческой?
  • Была ли получена от публикации выгода и имел ли место умысел?
  • Можно ли посчитать потери для автора (исходя из п.2).

Если на эти вопросы есть утвердительные ответы,  следует действовать без промедлений. Защита состоит из таких шагов:

Шаг 1: Определение виновных. Виновным не всегда является конкретный человек. Если информация появилась на веб-ресурсе, (а не, к примеру, в социальной сети) понять, кто же опубликовал ваше произведение непросто. Соответственно, виновным лицом может быть:

  • Владелец домена, на котором появилось иллюстрация;
  • Хостер, т.к. на его физическом сервере находится иллюстрация, охраняемая авторским правом;
  • Непосредственно лицо, совершившее публикацию.

Важно: Если вы не в состоянии определить виновного, исходите из того, что владелец сайта ответственный за контент и в его силах остановить распространение информации в любой момент. Определять степень вины и круг причастных, как и защитить авторство произведений искусства — дело органов досудебного следствия.

Шаг 2: Досудебная претензия. Направляется заказным письмом. В ней нужно четко описать:

  • Коротко суть претензии, какие статьи законов нарушает лицо, совершая действия (ГКРФ, ст.1233-1235,1265,1270 или иные статьи кодекса);
  • Характер и сумма потерь;
  • Доказательство авторства или готовность защищать авторство в суде;
  • Перечень требований (удалить публикацию, возместить конкретную сумму убытков и т.д.).

Если на этапе досудебной претензии виновник не признал права художника на картину и не согласился с требованиями, следует идти в суд.

Шаг 3: Судебное разбирательство

На этапе судебного разбирательства потерпевший выступает истцом. Задача истца — обосновать претензию и обязательно уточнить, что ответчик не пошел на процедуру досудебного урегулирования. На этом этапе важно понять, какая именно конечная цель стоит — получить компенсацию, или просто добиться удаления данных.

  1. Шаг 4: Исполнение
  2. При позитивном исходе, на исполнительные судебные органы возлагается функция контроля за исполнением мер, оговоренных по итогу разбирательства.
  3. Зачем регистрировать авторские права  на рисунки
  4. Авторские права на изображение в интернете позволяют решить ряд проблем. Самые главные преимущества нотариального заверения прав таковы:
  1. У обладателя появляется официальное свидетельство, подтверждающее его право на изображение;
  2. Авторские права художников попадают под защиту государства. Т.е. в любом юридическом конфликте, связанном с незаконным использования контента, закон заведомо на стороне автора;
  3. Полноценная возможность передать права третьим лицам, избегая посягательств и претензий. Если авторство картины закреплено на бумаге, потенциальный покупатель точно знает, что имеет дело именно с автором;
  4. Защита от претензий и посягательств. Художников часто обвиняют в копировании. В этом случае, у автора есть исчерпывающие аргументы на этот счет.

Авторское право и картинки – где искать бесплатные изображения и как не нарушить закон

Чтобы текст воспринимался лучше, желательно сопровождать его изображениями. Но что делать, если авторского контента у вас нет, создать его либо невозможно, либо нет времени, а брать чужое – рискованная затея? Есть ли способы проверить защиту фотографии авторским правом? И что делать, если на вашем сайте уже есть чужая картинка с лицензией? Обо всем этом сегодня и поговорим. 

Что нужно знать об авторском праве на изображения

Авторское право подразумевает наличие интеллектуальных прав на любые произведения науки, литературы или искусства, в том числе изображения.

Авторское право – это исключительное владение произведением, возможность его публикации и неприкосновенность. То есть тот, кто опубликовывает, допустим, картинку, может редактировать, распространять, воспроизводить ее, а также передавать права другим лицам на свое усмотрение. Размещение, кстати, возможно под собственным именем, псевдонимом или анонимно.

Есть несколько категорий изображений, которые могут попадать под авторские права. К примеру, если вы сделали скриншот какой-либо игры или статьи в интернете, за это ничего не грозит.

Подобные случаи называют цитированием, но за него наказания нет.

Размер цитат и их количество законом не определены, поэтому если за это и подадут в суд (что маловероятно), по делу будут проводить экспертизу, а уже потом решать, нарушено авторское право или нет.

Что касается авторских изображений и чужих скриншотов, то это уже собственность автора, и для пользования ими нужно получить права.

Что будет, если нарушить авторское право на фотографии?

В России, если фотография использовалась без соблюдения условий правообладателя и ущерб автору оказался крупным, нарушителю придется заплатить немалый штраф, отправиться на исправительные работы до одного года или даже получить арест сроком до шести месяцев. В менее серьезных случаях грозит только административная ответственность.

Как проверить картинку на авторские права

Простейший способ проверить картинку на авторские права – посмотреть на метаданные. Сделать это можно, скачав изображение и посмотрев в свойствах все необходимые данные. Следует учесть, что эти данные могут стерты, особенно если сервис искажает или сжимает изображение.

Авторские права на рисунки для заказчиковБолее простой способ – использование онлайн сервиса Metapicz. Нужно просто открыть сайт и перетащить в него изображение. Другой вариант – указать URL-адрес картинки, если она еще не скачана. Далее необходимо нажать на кнопку и дождаться вывода информации об авторском праве.

Авторские права художника

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

  • В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».
  • Итак, начнем:
  • 1 Какие авторские права есть у художника?
  • Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:

Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.

Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.

Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен

Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, ми или какими бы то ни было пояснениями

Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.

Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.

Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.

Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов).

Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Читайте также:  Как узнать задолженность у судебных приставов: размер и порядок выплаты долгов

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа.

Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.

1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести.

При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.

При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.

При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.

При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.

При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.

При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию.

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам.

Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав.

Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее.

Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования.

Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование.

Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

Защита авторских прав на любого вида изображения

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер: Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения.

 После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии). 

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы).

Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов.

То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

ст. 1265, 1270, 1229, 1233-1235 ГК РФ

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер: Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом.

Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора.

После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре.

Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права.

Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Читайте также:  Расторжение договора купли-продажи: основания, порядок процедуры, сроки и последствия

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

ст. 1282 ГК РФ

Что означает для автора отчуждение прав?

Янина Егер: Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

В чем отличие трудового и авторского договоров с точки зрения иллюстратора?

Анна Бриллиантова: По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

ст. 1295 ГК РФ

Если иллюстрация создавалась без авторского договора (попросили — нарисовал — дали денег), можно ли ее продать еще раз?

Анна Бриллиантова: Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

ст. 1286, 1288 ГК РФ

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер: Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

  • Анна Бриллиантова: Да, имеет.
  • Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?
  • Янина Егер: Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.
  • Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова: Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства.

Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях.

То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

ст. 1265, 1273 ГК РФ

Заказчик не оплатил иллюстрацию, но реклама с изображением уже висит в городе. Может ли иллюстратор предъявить иск заказчику или клиенту, чей товар рекламируется иллюстрацией?

Анна Бриллиантова: Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова: Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова: Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

ст. 1484 ГК РФ

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер: Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

ст. 1274 ГК РФ

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер: В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав.

Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура.

Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова: Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям).

Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов).

 Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова: Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер: Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно.

Но автору следует заранее подумать о несколькихмоментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи).

 Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения.

Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер: Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права.

Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование.

Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Расскажите о заметных случаях нарушения авторских прав иллюстратора в последние несколько лет. Какой результат имели разбирательства?

Янина Егер: Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

P.S. Данная статья нарушает правила нашего сайта, которые запрещают копирование чужих статей с иных ресурсов. В виде исключения оставляем эту статью, так как она действительна полезна.

Но когда вы пишите об авторском праве и тут же, не ссылаясь на авторов статьи, по сути воруете чужой материал без спроса и указания авторства получается как то не сильно красиво, особенно в подобной статье на такую же тему. 

С разрешения авторов осталяем этот материал на нашем сайте.

Авторство статьи принадлежит агентству Bang Bang  http://bangbangstudio.ru/shooters/lawyer

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *