Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

Договоры подряда — образец 2021, акт выполненных работ — образец их заполнения может потребоваться как исполнителю работ, так и их заказчику. О том, где взять образец таких документов, вы узнаете из нашей статьи.

Акт сдачи-приемки выполненных работ — это итоговый документ, которым стороны договора подряда (образец-2020 скачать бесплатно вы сможете в этой статье) утверждают выполнение работ по их окончании.

Помимо итоговых могут составляться промежуточные акты. О них читайте в статье «Акт промежуточной приемки выполненных работ — образец».

Специальной формы для акта приема-передачи результата работ нет (за исключением деятельности, при которой обязательно следует составить акт по форме КС-2, о котором мы расскажем ниже). При заключении договора подряда партнеры (заказчик и исполнитель) разрабатывают и согласовывают форму или образец акта выполненных работ сами.

Причем для бухгалтера важно, чтобы в нем были те реквизиты, которые установлены законом для первичного документа. То есть реквизиты из ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Ведь на основании акта выполненных работ компания-подрядчик будет отражать в учете выручку, а заказчик — проводить расходы.

В частности, акт приемки выполненных работ должен содержать:

  • наименование;
  • дату составления;
  • наименование лица — составителя документа (подрядчик);
  • характеристику работ, включая их виды, единицу измерения (если есть) и стоимостные показатели;
  • должности и подписи лиц, осуществляющих сдачу-приемку.

Подробнее об исправлении первичных документов см. в статье «Как вносить исправления в первичные документы».

Посмотреть и скачать образец акта сдачи-приемки выполненных работ можно у нас на сайте по ссылке ниже:

Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021Скачать образец акта сдачи-приемки выполненных работ

Когда применяется форма КС-2

Унифицированная форма КС-2 применяется в капитальном строительстве. Действующее законодательство не предусматривает обязательного применения унифицированных форм, в том числе таких документов, как акт приема-передачи результата работ по форме КС-2.

Однако на практике выполнение строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений оформляют актом по форме КС-2, который при необходимости дорабатывают под потребности организации. Основанием для его составления служит журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а).

А сам акт используется для формирования справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Образец акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и разъяснения по его составлению можно найти в статье «Унифицированная форма № КС-2 — скачать бланк и образец».

Нужно ли применять формы КС-2 и КС-3 при приеме/передаче выполненных ремонтных работ по договору строительного подряда, если оформляется УПД? Ответ эксперта на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Где найти образец договора подряда 2021 года

Договор подряда с физическим лицом образца 2021 года (или гражданско-правовой договор) довольно часто используется бизнесменами, если для выполнения определенного объема работ необходимо нанять сотрудника, но нет необходимости заключать с ним трудовой договор.

Заключая договор ГПХ с «физиком», не забывайте о рисках его переквалификации в трудовой. Свести эти риски к минимуму вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс, например, аналитический обзор свежей судебной практики. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Особое внимание следует уделить при составлении договора подряда с иностранным гражданином образца 2021 года — здесь важно учесть все нюансы. Для облегчения задачи мы представляем вам бланк такого документа.

Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

  • Скачать образец
  • Нюансы договора подряда с физическим лицом ищите в статье «Гражданско-правовой договор с физическим лицом».
  • Об особенностях обложения выплат физическим лицам по договорам подряда страховыми взносами читайте в статьях «Договор подряда и страховые взносы: нюансы обложения» и «Страховые взносы по ГПД».
  • Также широко востребованы среди предпринимателей еще такие договоры, их образцы вы сможете скачать, перейдя по ссылке:
  • договор подряда на оказание услуг образца 2021 года;

Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

Скачать образец

  • договор строительного подряда образца 2021 года.

 Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

Скачать образец

Итоги

Акт сдачи приемки выполненных работ не имеет законодательно установленной формы, он может быть разработан организацией самостоятельно, с соблюдением требований, предъявляемых к первичным документам.

В строительстве, в качестве акта сдачи приемки работ, как правило, используют акт формы КС-2, в который при необходимости включают реквизиты для отражения дополнительной информации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Акт выполненных работ. Образец заполнения и бланк 2021 года

Акт по сдаче-приемке выполненных работ составляется после исполнения подрядчиком своих обязательств. Акт не является самостоятельным документов, а служит приложением к работе по договору подряда. Он является частью процедуры приема результатов работы и служит основанием для окончательных расчетов по подрядному договору между заказчиком и исполнителем.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта сдачи-приёмки выполненных работ .docСкачать образец заполнения акта сдачи-приёмки выполненных работ .doc

Правила составления акта приемки-сдачи выполненных работ

Данный документ не имеет стандартного, утвержденного на законодательном уровне, единого образца, поэтому оформляться он может в свободном виде или по разработанному на предприятии шаблону.

Печатается акт на обычном листе А4 формата в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон.

После того, как все работы будут закончены и сотрудничество по объекту завершено, акт передается в бухгалтерию предприятия-заказчика для составления на его основе финансовой отчетности, в том числе по учету понесенных расходов и уменьшению налога на прибыль.

При оформлении акта следует придерживаться правил и норм делопроизводства разработанных для подобного рода документов. В частности, типовой акт в обязательном порядке должен содержать в себе

  • сведения об обеих сторонах договора,
  • краткую информацию о самом договоре, по которому производились работы,
  • наименование работ,
  • дату проведения работ,
  • качество и стоимость выполненных работ.

Акт должен быть подписан руководителями обеих организаций и проштампован печатями (с 2016 года наличие печатей и штампов у юридических лиц не является требованием закона, поэтому отсутствие оттиска не является строгой необходимостью)

В случае большого объема или особой сложности произведенных работ, для оценки их качества, а также оформления акта может привлекаться специально созданная комиссия, в которую входят представители подрядной организации и компании – заказчика.

При крайней необходимости может быть привлечена и третья сторона в виде экспертов или представителей контролирующих государственных инстанций. Их работа обязательно должна быть зафиксирована в акте, каждый эксперт также должен поставить под документом свою подпись.

Для чего нужен данный акт

Акт приемки работ — своего рода гарантия от возникновения судебных споров и разногласий. Если же подобное разбирательство все же возникает, акт становится доказательным документом.

Отсутствие акта суд может расценить, как пренебрежение к законодательно установленной процедуре сдачи-приемки работ, что в свою очередь может повлечь наложение штрафных санкций со стороны контролирующих структур.

Из перечня выполненных работ составляют таблицу. В документе фиксируют и то, что работы выполнены должным образом и у заказчика отсутствуют претензии к исполнителю.

В случаях, если заказчик остался недоволен качеством произведенных работ, это следует также отразить в акте с подробным перечислением выявленных недостатков, а также указанием сроков по их устранению.

Инструкция по оформлению акта сдачи-приемки выполненных работ

  • В первую часть акта включаются сведения о том, к какому именно документу он является приложением (номер приложения, дата, номер договора). Затем посередине пишется слово «акт» и коротко обозначается его суть (в данном случае, «сдача-приемка работ»).
  • Вторая часть включает в себя таблицу, но сначала фиксируется сам факт сдачи-приемки работ, а также тот документ, на основании которого он состоялся (его наименование, например, «Договор», номер и дата его составления).
  • Затем в таблицу по порядку вносятся все виды выполненных работ, с указанием сроков сдачи, стоимости, качества, и замечаний заказчика.
  • Колонки о наименовании работ, качеству и замечаниям следует заполнять особенно тщательно, поскольку именно эти сведения в случае возникновения судебных споров будут являться основными аргументами в суде.
    Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

  • Далее необходимо внести пункт о том, что выполненные работы были проверены и претензии у заказчика отсутствуют. Если это не так – то в пункте ниже нужно подробно описать выявленные недостатки, а также внести сроки и порядок по их устранению.
  • Внизу документа следует указать наименование организаций-сторон договора подряда (в соответствии с учредительными документами).
  • И в завершение акт по сдаче-приемке работ должен быть заверен подписями руководителей организаций или же уполномоченных на проведение данной процедуры лиц.
  • При необходимости акт можно заверить печатями.

После подписания акта по сдаче-приемке выполненных работ, все претензии могут рассматриваться только в судебном порядке.

Читайте также:  Как подать на развод в одностороннем порядке?

Скачать документбесплатно

Заполняем образец акта выполненных работ по договору оказания услуг

Этот документ свидетельствует о том, что на основе контракта (договора) выполнены работы или оказано обслуживание в полном объеме и в установленные сроки.

В нем отражают количественные и качественные характеристики исполнения подрядчиком условий заключенного госконтракта. Он подписывается как заказчиком, так и поставщиком и является завершающим этапом реализации государственного контракта.

Один экземпляр остается в организации, исполняющей роль заказчика, другой передается исполнителю работ.

Составляют акт оказания услуг или выполненных работ и в том случае, если заказчик отказывается принимать работы, и когда работа выполнена не в полном объеме или не выполнена вовсе. В таких ситуациях в актуальном протоколе обязательно отражают обнаруженные нарушения, которые препятствуют приемке результатов госзаказчиком, и обозначают срок, в течение которого их придется устранить.

Документация служит существенным доказательством в судебных разбирательствах с исполнителем при наступлении спорных моментов по контракту, предметом которого являются нематериальные услуги, результат которых нельзя продемонстрировать, оценить или измерить.

Примеры таких закупок — заказы на использование интеллектуальных, профессиональных знаний исполнителя с целью выполнения потребностей организации-заказчика. В этом случае документ свидетельствует о выполнении и отражает полноту и сроки выполнения работ.

Документация о согласовании результатов является немаловажной и для организации-заказчика при составлении промежуточной и итоговой бухгалтерской отчетности об освоении выделенных бюджетных средств. Документ, подписанный обеими сторонами, является основанием для оплаты исполнителю и подтверждает целевое использование бюджетных ассигнований.

Какой бланк использовать

Соглашение между сторонами составляют как в утвержденных формах, так и в свободном виде с учетом особенностей конкретного госзаказа и отрасли функционирования организации-заказчика.

Законодательство не предусматривает единой формы акта выполненных работ по договору оказания услуг, поставки товара или выполнения работ, но в закупках по строительству или ремонту используется унифицированная форма № КС-2, номер по ОКУД 0322005.

Этот бланк утвержден Постановлением Госкомстата РФ № 100 от 11.11.1999.

В последнее время контрольными органами в сфере закупок были выпущены методические рекомендации по использованию унифицированных форм. В них отражаются случаи нарушения условий договора, расчет штрафных санкций и суммы выплат с учетом удержания штрафных санкций.

Как разработать шаблон самостоятельно

Каждая организация-заказчик вправе самостоятельно решить, как должен выглядеть акт выполненных работ, разработать бланк и утвердить его в своих локальных документах. Когда его готовите, указывайте такие сведения:

  • номер документа;
  • номер контракта, который закрывается;
  • дату составления и подписания;
  • наименование, количество и стоимость выполненных работ;
  • стоимость с учетом применяемой системы налогообложения;
  • реквизиты сторон;
  • подписи и печать.

Если в документе обнаружены погрешности, составьте новый и аннулируйте старый.

Как оформить

Оформление документа допускается на фирменном бланке заказчика либо в стандартном формате на листе А4. Он составляется в двух или более экземплярах для каждой из сторон госконтракта.

Более двух экземпляров составляется, если он передается в надзорные или контрольные органы заказчика, например в Федеральное казначейство, для оплаты.

Соглашение подписывается обеими сторонами и закрепляется печатями в случае их использования организациями.

В документе обязательно отражайте такие параметры:

  • предмет закупки;
  • цену контракта;
  • сроки выполнения работ.

По общему правилу, документ о согласовании итогов оказанных работ составляется поставщиком, так как он ответственен за результат и качество работ.

Бланк унифицированной формы ОКУД 0322005

Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

Скачать образец формы акта выполненных работ по договору об оказании услуг

Образец акта выполненных работ и услуг

АКТ

г. Санкт-Петербург 10 ноября 2020 года

ГБУ «Госпиталь № 1», именуемое в дальнейшем Заказчик, в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Альфа», именуемое в дальнейшем Исполнитель, в лице директора Иванова И.И. действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. В соответствии с контрактом № 3/19 от «10» сентября 2020 года (далее — Контракт), Исполнитель выполнил обязательства по организации экскурсии на 30 человек по программе «Путешествие из Петербурга в Москву» по мотивам повести Радищева.

2. Фактическое качество оказанных услуг соответствует требованиям Контракта.

3. Вышеуказанные услуги, согласно Контракту, должны быть выполнены не позднее «15» ноября 2020 года, фактически выполнены «10» ноября 2020 года.

4. Недостатки в предоставленных услугах не выявлены.

5. Сумма, подлежащая оплате исполнителю, в соответствии с условиями Контракта, — 30 000,00 (тридцать тысяч рублей 00 копеек). Без НДС.

6. Этот документ составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Заказчик: Директор ГБУ «Госпиталь № 1» Петров П.П. _____________________ «10» ноября 2020 г. М.П.
  • Поставщик:
  • Директор ООО «Альфа»
  • ______________________
  • «10» ноября 2020 г.

М.П. (при наличии печати)

Электронное актирование: новая реальность для учреждений-заказчиков

Акт выполненных работ: процедура составления и подписания в 2021

Для получателей средств федерального бюджета новыми нормами постановления Правительства РФ № 2050 об особенностях реализации закона о федеральном бюджете на 2021 год установлены обязательные условия об оплате, которые необходимо предусмотреть в государственных контрактах 2021 года на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667):

  • условие о сроке оплаты в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
  • условие об оплате по контрактам, исполнение которых приходится на декабрь 2021 года, в декабре 2021 года или в очередном финансовом году за счет лимитов следующего года в зависимости от даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Более подробно о такой новации мы рассказывали ранее в новостной ленте.

Конечно, мы привыкли, что в качестве документа о приемке исполнения по контракту, как правило, выступает накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ/ оказанных услуг, оформленные в печатном виде.

Однако наряду с таким оформлением приемки в настоящее время Казначейством в ЕИС реализована процедура электронного актирования, когда документ о приемке товаров, работ или услуг формируется и подписывается электронной подписью в электронной форме посредством функциональных возможностей ЕИС Такой вариант формирования документов позволяет минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей, в том числе, процесс оплаты.

Так вот еще одно новшество касается федеральных ГРБС как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им ПБС.

По закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная с 1 мая 2021 года, в соответствии с новой нормой Постановления № 2050 заказчик обязан предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок.

Данное требование распространяется на федеральных ГРБС, которые будут включены в утвержденный Правительством РФ перечень, и подведомственных им ПБС.

Однако на сегодняшний день такого реестра нет, а потому обязанность предусматривать в контрактах положение о возможности электронного актирования для федеральных заказчиков — ПБС пока откладывается до их включения в указанный правительственный перечень.

На что следует обратить внимание при электронном актировании?

  1. Условиями контракта должна быть предусмотрена именно возможность электронного актирования, иными словами заказчик предоставляет лишь право, но исполнитель контракта не обязан формировать электронные документы о приемке в ЕИС. Исполнитель контракта может воспользоваться предоставленной возможностью и сформировать в ЕИС электронный документ о приемке, или сформировать предусмотренные условиями контракта документы о приемке на бумажном носителе.
  2. Нет обязанности включать условие о возможности электронного актирования в контракты, заключенные с единственным поставщиком, поскольку извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно положениям Закона № 44-ФЗ не требуется.
  3. Электронный документ о приемке формируется в ЕИС исполнителем (поставщиком, подрядчиком), но качество его заполнения зависит от сведений, которые содержатся в реестре контрактов. Поэтому необходимо внимательней отнестись к формированию информации о предмете закупки, условных единицах и иных показателях, которые позволят сформировать исполнителю акт в электронном виде.
  4. Подписанные в ЕИС в сфере закупок документы о приемке принимаются к учету в качестве первичных учетных документов и являются основанием для оплаты.

    На основании сформированных и подписанных в ЕИС электронных документов о приемке предусмотрена возможность автоматического формирования сведения об исполнении контракта, сведения об исполнении денежного обязательства, а также распоряжения на оплату (заявки на кассовый расход, платежного поручения).

    Механизм электронного актирования позволит сократить трудозатраты по формированию таких документов — все будет формироваться в ЕИС на основании электронного акта, и заказчику останется лишь проверить и подписать сформированные документы электронной подписью.

    Причем форматы выгрузки документов из ЕИС в ГИС «Электронный бюджет» уже отработаны.

  5. Электронное актирование в ЕИС позволяет заказчику подписать документ приемки не только руководителем или уполномоченным лицом, но и приемочной комиссией. Для этого необходимо обеспечить сотрудников, которые входят в состав приемочной комиссии, электронными подписями, а также настроить в ЕИС права и полномочия подписантов и предоставить им доступ в ЕИС. Но, как и прежде, можно дополнительно прикрепить скан документа приемки, сформированного и подписанного приемочной комиссией на бумажном носителе, ведь зачастую к работе комиссии привлекаются сторонние лица, которые не являются работниками учреждения (к примеру, независимые эксперты), или формируются межведомственные комиссии по приемке. Такие привлеченные к работе приемочной комиссии лица не могут подписывать в ЕИС электронные документы.
  6. Датой приемки при электронном актировании является дата подписания в ЕИС руководителем или уполномоченным лицом заказчика сформированного электронного документа о приемке.
  7. В электронном акте предусмотрена возможность указать сведения о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, что позволит сформировать денежное обязательство с учетом условия об удержании санкций из суммы причитающейся контрагенту оплаты стоимости товаров, работ или услуг.

На федеральные бюджетные и автономные учреждения, региональные и муниципальные организации бюджетной сферы норма об обязательном включении в условия контракта возможности электронного актирования не распространяется. Но все они могут воспользоваться таким способом формирования и подписания документов о приемке в ЕИС.

А начиная с 1 января 2022 года электронное актирование запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.

  • Документы по теме:
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Порядок и сроки составления и подписания акта приёмки выполненных работ

Порядок актирования выполненных работ между УК и собственниками помещений в МКД

Порядок составления и подписания акта приёмки выполненных работ прописан в Гражданском и Жилищном Кодексах РФ. К ним и обратимся за помощью и разъяснениями. Но прежде, чем докопаться до сути вопроса, необходимо углубиться в данную проблему.

Начать нужно с того, что в договоре управления МКД не прописан порядок актирования выполненных работ. В нём лишь говорится о порядке осуществления контроля собственниками помещений в доме за выполнением УК работ и оказанием услуг по договору управления (ст.162 ЖК РФ).

Но контроль собственников за выполнением обязательств УК по договору управления не имеет ничего общего с приёмкой выполненных работ. Это следует помнить и управляющей организации, и собственникам помещений в МКД.

Договор управления МКД представляет собой смешанный тип договорных обязательств между собственниками помещений в доме и управляющей организацией, которая выполняет работы по содержанию дома и оказывает услуги по управлению и текущему ремонту общего имущества МКД на возмездной (платной) основе (п.3 ст.421 ГК РФ).

Согласно ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель в лице УК берёт на себя обязательства по заданию заказчика в лице собственников выполнять работы по содержанию общего имущества МКД за определённую плату. Заказчик в лице собственников помещений по этому же договору обязуется оплатить выполняемые УК работы.

Согласно ст.702 ГК РФ, работы по текущему ремонту общего имущества в МКД относятся к договору строительного подряда. По этому договору подрядчик обязуется выполнить работы по заданию заказчика и предъявить ему результат. Заказчик же, в свою очередь, по договору подряда обязуется принять выполненные работы и оплатить их.

Таким образом, приёмка выполненных работ по акту является не правом, а обязанностью заказчика, то есть, собственников помещений в МКД. Это к вопросу о том, что некоторые управляющие организации считают, якобы нельзя заставить собственников подписать данный акт, поскольку они не обязаны его подписывать.

  • Но Гражданский Кодекс РФ нам чётко прописал, что собственники не имеют право, а обязаны подписывать акт приёмки выполненных работ, когда представители управляющей организации приносят его на подпись.
  • Контроль за выполнением работ УК по договору
  • Прежде всего, нужно отметить, что во избежание недоразумений между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией порядок осуществления контроля за выполнением УК взятых на себя обязательств необходимо чётко прописать в договоре управления.
  • Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев данный пункт в договоре управления МКД не прописывается, из-за чего впоследствии возникают различные спорные ситуации.

В таком случае ст.748 ГК РФ нам говорит, что заказчик имеет право контролировать процесс, сроки и качество выполняемых работ, но не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя (УК или подрядной организации). Аналогичные положения содержатся и в Правилах содержания общего имущества МКД (ПП РФ №491).

Поэтому, если собственник вам говорят, что не будут подписывать, так как хотят проверить сметную и фактическую стоимость строительных материалов либо самих работ, то они не имеют на это право. Собственники не могут проверять финансовую сторону вопроса. Они вправе только контролировать качество выполняемых работ.

Если в процессе выполнения работ заказчик обнаружит несоответствие заявленным нормам, дефекты или неисправности, то он должен немедленно сообщить об этом исполнителю в лице УК или подрядчика. В противном случае впоследствии заказчик работ теряет право ссылаться на обнаруженные дефекты, так как вовремя не заявил о них.

Ответственность УК за некачественные работы

Если в процессе работ собственники выявили ненадлежащее их качество и вовремя заявили об этом, то они могут потребовать уменьшения стоимости выполненных работ (ст.723 ГК РФ). Чтобы для УК или подрядной организации наступила ответственность за некачественные работы, собственники должны выявить недостатки и заактировать сей факт.

В течение 6 месяцев с момента обнаружения дефекта собственники имеют право подать в свою управляющую организацию письменное заявление о перерасчёте (Приложение к ПП РФ №491).

Иными словами, сначала нужно выявить дефект и заактировать его, а потом на основании акта писать в УК, а не наоборот. То есть, у собственников не получится такая схема, что спустя месяц или два они решат сделать перерасчёт за неубранный вовремя или плохо убранный подъезд, составив акт с опозданием.

Акт о выявленных нарушениях составляется и подписывается в присутствии представителя УК и уполномоченного собственника помещений в МКД либо председателя совета дома (ПП РФ №354). Выходит, что если нет акта о выявленных нарушениях, значит нет и самого дефекта. Из этого следует, что нет акта о дефектах — нет перерасчёта.

Причём, перерасчёт делается только за период с момента составления акта о ненадлежащем качестве выполненных работ по дату составления акта об устранении выявленных нарушений (пп.111,112 ПП РФ №354).

  1. Можно отметить следующие важные моменты:
  2. собственники помещений в МКД могут на правах заказчика контролировать выполнение работ и услуг, оказываемых УК по договору;
  3. при выявлении дефекта или ненадлежащего качества выполняемых работ должен быть сразу же составлен соответствующий акт и подписан в присутствии собственников и представителей УК;
  4. с момента составления и подписания акта о выявлении нарушений собственники имеют право в течение 6 месяцев в письменной форме потребовать от своей управляющей организации перерасчёта за выполненные ненадлежащим образом работы;
  5. при отсутствии вовремя и грамотно составленного акта о выявлении нарушений УК вправе отказать в произведении перерасчёта за выполненные работы.
  6. Кто должен подписывать акт приёмки выполненных работ от имени собственников помещений в МКД

Жилищный Кодекс РФ нам говорит, что сторонами подписания договора управления МКД являются собственники помещений в доме и управляющая организация (п.2 ст.162 ЖК РФ). Также по жилищному законодательству собственники обязаны на общем собрании избрать совет многоквартирного дома и его председателя для осуществления контроля за выполнением взятых УК по договору обязательств.

Совет дома осуществляет контроль за выполнением работ и оказанием услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ).

При этом, в перечень полномочий совета дома не входит функция подписания актов приёмки выполненных УК работ. Таким образом, члены совета МКД равно как и остальные собственники помещений в доме не имеют право подписывать данный акт.

Таким правом обладает только председатель совета МКД либо избранный на общем собрании и уполномоченный на то собственник от лица всех владельцев помещений в доме. Согласно пп.4 п.8 ст.161.1 ЖК РФ избранный из числа членов совета МКД председатель обладает правом:

  • контролировать выполнение работ и оказание услуг УК по договору правления;
  • подписывать акты приёмки выполненных работ и оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме;
  • подписывать акты о выполнении работ и оказании услуг ненадлежащего качества по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.
  • При этом, председатель совета дома не имеет право, а обязан подписывать акты приёмки выполненных работ с управляющей организацией от лица всех собственников помещений в МКД.
  • Если же работы выполнены надлежащим образом, актов о выявленных нарушениях не составлялось и претензии в УК не поступали, но председатель совета дома либо уполномоченное на общем собрании собственников лицо не хочет подписывать акт приёмки, то он считается подписанным в одностороннем порядке.

Любой собственник от лица всех владельцев помещений в МКД не может подписывать акт приёмки выполненных работ, не имея доверенности или решения ОСС (ст.160, п.1 ст.182, ст.185 ГК РФ).

  1. Таким образом, можно сделать следующее заключение:
  2. акт приёмки выполненных работ должен быть подписан управляющей организацией в лице исполнителя и председателем совета МКД либо уполномоченным ОСС собственником в лице заказчика (ст.753 ГК РФ);
  3. никто из собственников помещений в МКД без доверенности либо решения ОСС не может подписывать акты приёмки выполненных работ от лица всех владельцев помещений в МКД;
  4. подписывать акты приёмки выполненных работ может только председатель света МКД либо уполномоченный решением ОСС собственник из числа владельцев помещений в доме;
  5. без выбора председателя либо уполномоченного лица собственники помещений в МКД лишают себя права подписывать акт приёмки выполненных работ, но оставляют за собой право контролировать процесс их выполнения;
  6. при отсутствии акта о выявленных в ходе выполнения работ нарушениях и в случае отказа председателя совета дома либо уполномоченного решением ОСС собственника подписывать акт приёмки выполненных работ документ считается подписанным в одностороннем порядке.
  7. Сроки подписания акта приёмки выполненных работ

В Приказе Минстроя сроки подписания акта приёмки выполненных работ отсутствуют и прямого указания на примерный период отсутствует.

Такие работы и услуги, как управление домом и содержание общего имущества в МКД заактировать попросту невозможно из-за частоты периодичности их выполнения.

Что касается текущего ремонта, то тут всё проще, поскольку акт приёмки выполненных работ сдаётся по факту их окончания.

Поэтому оптимальными сроками подписания актов приёмки работ по содержанию общего имущества в МКД является ежемесячный период, то есть каждый месяц. Оптимальным сроком подписания акта приёмки выполненных работ по текущему ремонту является 1 раз в год или по факту их окончания.

Если председатель совета дома или уполномоченный решением ОСС собственник отказывается подписывать акт, но при этом никаких письменных претензий или актов о выявленных нарушениях в УК не поступало, то документ считается подписанным в одностороннем порядке. Единственное, нужно будет сделать пометку об отказе подписания акта приёмки выполненных работ заказчиком от лица собственников.

Дата составления первичного учетного документа: про новый ФСБУ

Не так давно появилась новость о том, что утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Этот стандарт определяет требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете.

Общая информация о новом стандарте и дате составления первичного документа

ФСБУ 27/2021 вступает в силу с 1.01.2022, однако организация имеет право принять решение о его применении до указанного срока (п. 2 Приказа № 62н).

В частности, в стандарте дано определение термину «дата составления первичного учетного документа» (подп. «а» п. 8 ФСБУ 27/2021). До этого ни в одном законодательном или нормативно-правовом акте определения этого термина не приводилось.

https://www.youtube.com/watch?v=gLy_MqTFLvY

Теперь же под датой составления первичного учетного документа предложено понимать дату его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события.

Таким образом, при оформлении, например, ТОРГ-12, накладной по форме М-11 или другого акта приема-передачи товаров, дата его передачи продавцом покупателю будет определяться по датам подписей лица, отпустившего этот товар (продавца) и лица, его принявшего (покупателя или перевозчика). В подавляющем большинстве случаев даты эти будут совпадать.

Весьма трудно представить себе реальную ситуацию, в которой товар был принят позже, чем отгружен. Хотя не исключено, что наши коллеги-юристы смогут привести такие примеры, или, хотя бы, дать отсылку к судебным решениям, согласно которым, по их мнению, таковое возможно.

Однако (подп. «б» того же п. 8 ФСБУ 27/2021) дата составления первичного учетного документа может отличаться от даты совершения факта хозяйственной жизни, им оформляемого. В этом случае в составленном первичном документе в обязательном порядке должна быть указана информация о дате совершения факта хозяйственной жизни.

Так, например, акт приема-передачи оказанных услуг за отчетный период (месяц) может быть составлен и в первые рабочие дни следующего месяца.

Но если в документе, подписанном исполнителем и заказчиком, к примеру, 2, или там 7 июля, будет однозначно отмечено, что услуги были оказаны в июне, то исполнитель не то, что имеет право, а обязан отразить у себя выручку (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения) в I полугодии. Заказчик точно также должен показать у себя эти затраты в том же отчетном периоде.

Имеет ли он право принять эти затраты к учету позже — это уже другой вопрос.

Когда первичный документ является внутренним, то есть составляется и подписывается только сотрудником (сотрудниками) организации, то никаких проблем по дате его составления возникать не должно. Но если этот первичный документ касается деятельности двух организаций, то даты подписей могут и не совпадать.

Практический пример

Рассмотрим ситуацию, которая недавно довольно бурно осуждалась на одном из профессиональных форумов.

  • Исполнитель передал Заказчику созданный по его техническому заданию комплекс программного обеспечения.
  • При этом ПО, согласно приемопередаточному акту Исполнитель передал Заказчику в последних числах декабря прошлого года, а тот подписал акт только в середине января года текущего.
  • Претензий у Заказчика нет, все расчеты он в этом году произвел.

Внимание, вопрос. В каком периоде Исполнитель должен показать у себя реализацию, в 2020 году, или уже в 2021?

Обсуждение (оно длилось дней пять, не меньше), как всегда, было бурным. Затронули и сопутствующие темы, и пообвиняли, как водится, коллег в некомпетентности, в нарушении профессиональной этики, неумении себя вести, чересчур вызывающем тоне, и т. д., и т. п., и пр. Всё, как обычно. Ну и к единому мнению тоже, как обычно, не пришли.

Лично мои выводы были следующими (хотя с ними не все согласились).

Разработка программного обеспечения для целей налогообложения прибыли вроде бы является услугой, так как результат этот деятельности не имеет материального выражения (см. п. 5 ст. 39 НК РФ). Однако там же сказано, что услуга потребляется заказчиком непосредственно в процессе её оказания.

Но заказчик не может принять себе и использовать сам процесс разработки ПО. До тех пор, пока исполнитель не получит устраивающий заказчика результат, передавать последнему и нечего. То есть заказчик может использовать разработанное ПО только после того, как исполнитель закончит его разработку, а полученный результат полностью устроит заказчика.

Здесь разработка ПО, получается, ближе к работе.

Наше действующее законодательство не успевает за столь бурным развитием цифровой экономики, поэтому напрямую ссылаться на него, это самое законодательство, не получается. Вот и приходиться прибегать к логике, здравому смыслу и прочим вещам, которыми не могут (а точнее, не хотят) руководствоваться ни законодатели, ни чиновники финансовых ведомств.

И когда результат, то есть разработанное ПО заказчику передан, то последний имеет полное на то право не поверить на слово исполнителю: — да все отлично работает, сам вчера проверял, подпиши.

Точно также он вправе запустить свой процесс проверки, например, загрузив это ПО на свои компы, погонять их в тестовом режиме какое-то время. Вот тут ключевое слово «какое-то». Это может быть и несколько часов, и несколько дней, и несколько недель.

  1. И только после этого, когда заказчик не обнаружит косяков, и убедится, что ПО нормально работает, техника не виснет каждые полтора-два часа, требуя перезагрузки, а получаемые результаты соответствуют ожиданию, он примет предъявленный исполнителем результат и подпишет сей злополучный акт, который исполнитель подписал в прошлом году.
  2. То, что и торопыга надеялся получить подпись раньше — ну, это, в принципе, его проблемы.
  3. На наш взгляд, в этой ситуации исполнитель должен ориентироваться не на свою дату передачи — декабрь 2020 года, а на дату приемки заказчиком — январь 2021 года.

Да, у него полетел план, финансовый результат, обещанные персоналу премии… Но он должен был предполагать (если давно работает с этим заказчиком), что тот товарищ недоверчивый, и за красивые глазки и обещания, что если что и вылезет, так мы в сей же миг, не успеете и глазом моргнуть…, акт не подпишет.

Следовательно, реализации у исполнителя следует отразить уже январем 2021 года. Но если уж очень надо, и без этого никуда, то можно и декабрем 2020.

Что за это будет, тем более, что в январе есть в наличии подписанный (пусть и январем) акт, спустя неделю там, ну, пусть и месяц, деньги полностью получены, и претензий нет?

Да, по большому счету, ничего. Раньше — не позже.

Только отвлекли свои оборотные средства.

Могли бы соответствующие суммы налога на прибыль и НДС заплатить в апреле-июне, а пришлось — в январе-марте.

Хотя это может быть компенсировано чем-то другим: — более красивыми показателями баланса, выполнением в срок поставленных вышестоящим руководством задач, получением премии (или похвальной грамоты, или поощрительным похлопыванием тем же самым вышестоящим по плечу).

Но все эти вопросы, повторю и буду неоднократно повторять, должна решать не бухгалтерия, а руководство организации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *